?

Log in

No account? Create an account

Чт, 20 дек, 2012, 15:45
О бессмертии и продолжении жизни

Фрагмент книги "Образы сущего"

Деятелей науки я делю на две категории: (1) допускающих существование невидимого мира наряду с видимым, (2) отвергающих это существование, не признающих дуалистической природы мироустройства, убежденных материалистов.  К первым относилось большинство ученых, живших до 20 столетия, их убеждения я разделяю.
Что касается позиции вторых, то здесь необходимо отметить следующее:  В дуалистической картине мира трансцендентную часть выразить адекватно математически невозможно. Это мешает технократическому сознанию найти какую-либо пользу в размышлениях о трансцендентном. А познание, лишенное прагматический цели, кажется излишним, фантастичным.
Поскольку говорить о бессмертии невозможно без привлечения метафизических конструкций, то с неприятием дуалистической природы мироустройства отвергается сама возможность обсуждения проблемы бессмертия. В этом смысле материализм - мировоззрение пессимистическое.

Однако если допустить, что нет бессмертия личности, то вся метафизика теряет смысл, практически, все религии становятся лишенными основания, и большинство верований в традициях и культурах народов оказывается ложным. Все лучшее, что есть в человеке, в его этике, дерзании, любви - все пронизано отсутствием страха смерти. Бояться смерти должен робот в металле и робот в человеке. Больше всех боится тот, кто видит себя просто телом - набором элементов из детского конструктора "Лего", усложненного лишь микросхемами и программами - тот, кто жизнь свою посвятил таким же играм - тленному, материальному, потребительскому, - деньгам, власти, славе.

Болезни и смерти, конечно, страшатся все. Но каждый по-своему. Одни боятся предсмертных страданий, другие не хотят стать обузой ближним, третьи - прекращения избранной деятельности, незавершенности творчества, четвертые - небытия. Тяжкие страдания смерти обусловлены покиданием родных и любимых. Но бытие нам гарантировано, а близкие, со временем, переселятся туда же. Поэтому к уходу в иной мир нужно относиться, как к обновлению, рутинной миграции, которых уже было и еще будет много на нашем пути.

За свою многовековую историю человечество должно было бы создать культуру перехода в иной мир, - перехода естественного, лишенного трагедии. У некоторых народов такая культура была (вероятно, и осталась), но цивилизация с ее новыми знаниями и соблазнами никак не способствовала сохранению этой культуры.
Если мы говорим о бессмертии, то, конечно, предполагаем сохранение в новом бытии важнейших, определяющих атрибутов старого, дающих основание новому присвоить имя старого. Более того, само новое должно в себе осознать старое, почувствовать его продолжение, признать его прежние "обязательства"; только такое продолжение может называться бессмертием.

Здесь я воспользуюсь некоторыми понятиями, ознакомиться с которыми можно в книге (http://www.chivorepla.narod.ru ).
При переходе особи в мир иной сохраняются:

  • Личность, ее внутренний супервизор и культурная среда лиц. Сохранение супервизора обуславливает сохранение сознания.
  • Лицо-отказник и община лиц, на базе которой существует организм особи.
  • Багаж смыслов личности.

В этой теме наиболее важным и трудным является вопрос о самоузнавании особи. Особь переходит в новый мир, сохраняя перечисленные атрибуты. Но в ней происходят изменения. Почему и каким образом она ощущает себя продолжением некоторой предшествующей особи? Человек, например, это продолжение почти не ощущает.

Рассмотрим миры обитания в таком порядке: тонкий, средний, наш. Организм обитателей каждого следующего мира в этой последовательности содержит некоторые фрагменты, дополняющие организм обитателей предыдущего мира. В среднем мире появляется физическое тело из вещества с-частиц, в нашем - физическое тело из вещества частиц. Переходы вдоль этой последовательности сопряжены с обретением новых свойств и навыков существования, они "заглушают" события старой жизни, запечатленные в памяти особи, не находят ассоциаций в новом мире. Память событий заполняется заново, и самоузнавания не происходит.

Наоборот, со сменой миров в обратной последовательности переходов (от "нашего" до тонкого) нет этапа выращивания новых компонент тела, исчезают грубые и высвобождаются более тонкие моменты в памяти и в переживаниях. События прежней жизни индивид воспринимает в новом свете, находя иное их представление. Здесь он узнает себя, свою жизнь, свое окружение, и это дает ему основание для идентификации старого в новом. Таким образом, последовательность переходов, утончающая плоть особи, переживается, как продолжение в бессмертии, а в обратной последовательности не воспринимается как бессмертие. В целом, "наш" мир не содержит явных признаков бессмертия, а другие миры такие признаки имеют.

Особое положение здесь занимает средний мир. В нем переходы из тонкого мира лишены самоузнавания, а из нашего мира - таковое содержат. В этом смысле можно утверждать, что жизнь пришедших из тонкого мира содержит детство, пришедших из нашего - детства не имеет, и есть  два пути адаптации в среднем мире - через детство и через зрелость.

Важную роль в данном феномене играет процесс пополнения смыслового багажа личности. Багаж растет во всех мирах, но чем он больше, тем сильнее ощущение связи с прошлым.

Замечание
Если человек мыслит мозгом, то со смертью, с разрушением клеток, прекращается мышление, и следовательно, бессмертия нет. Но мозг не является инструментом мышления. Мозг - средство связи с внешним миром, устройство преобразования мысли и идеи в понятия, слова, ноты, картины, материальные формы. И устает он от этой работы. Человек мыслит всегда.