?

Log in

No account? Create an account

Чт, 30 май, 2013, 10:11
О традиции

Фрагмент книги "Образы сущего"

В словаре Ожегова дается определение: Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.). Я буду говорить конкретно о религиозной традиции, самой распространенной, глубоко вошедшей в быт, влияющей на наше мировоззрение. Религиозная традиция объединяет людей и является важным фактором этнической принадлежности. Ее идеология пытается дать ответ на все главные вопросы жизни.

Традиция содержит элементы, пришедшие к ней из легенд, мифов, обычаев. Но многие положения и верования, будучи в те далекие времена очевидными, противоречат нынешним знаниям о мире. Они обрастают многослойными комментариями, что порождает сложные системы понятий и образов, в которых разобраться могут только продвинутые служители культа, а простому смертному "достается" сама традиция, - в ритуалах, молитвах, общении.

Однако в жизни возникают новые вопросы, и без ответа остаются некоторые старые. Идеология предлагает, порой, абсурдные ответы. Но традиция пренебрегает абсурдностью, затушевывает, умаляет ее. По большому счету, ей не требуются объяснения. Традиция застыла вместе со своими абсурдами.

Государство объединяет усилия людей в сфере материально-производственной деятельности, а община (традиция) - в сфере духовной. Но в падшем мире все масштабные явления несут на себе печать падения. Они нужны для выживания и возникают "не от хорошей жизни". Причина в том, что невозможно сочетать идеальное с реальным, падшим. В частности, невозможно представить себе участие Бога в делах нашего мира. Ведь в идеальном мире нет всемогущества, это мир разумных безгрешных индивидов. Чтобы идеальная сущность смогла действовать в реальном мире, ей необходимо погрузиться в его заботы, понять и пережить его проблемы, начать жить в мире. А это несовместимо с идеальностью. Все социальные теории, содержащие чаяние о божественной справедливости (понимаемой, кстати, по-разному, не исключающей и некоторые предпочтения), несостоятельны.

В минуты нашей одухотворенности идеальное может прийти к нам и, на время, стать нашим учителем. Мы можем, подражая идеальному, создать шедевр искусства, отразить в нем благородную идею, но нам не удастся пригласить идеального деятеля к себе на службу. Невозможно уговорить Бога быть регулировщиком нашей грешной суеты, и, как видим, Он таковым не является. Он всеблаг, но Он только учит и судит. А если и случится Идеалу явиться к нам на некоторое время, его убьют, распнут, осмеют. Ибо истинно идеальное мы не вынесем, и оно не вынесет нашу жизнь.

Смеси реального с идеальным не бывает. Наш мир определенно падший.

Иногда говорят: "нам это знать не дано". Таким огульным ответом можно оправдать любую систему постулатов. Но самая этичная познавательная позиция: "Бог ничего от нас не скрывает". И нам надо Его понять. Если мы не решаемся ломать традицию, то все же стоит задуматься о собственной системе представлений, - я полагаю, Бог это одобрит.